Программа волонтерского объединения

"Лидер "

(МОБУ СОШ № 95, г.Оренбург .)

 

I. Концептуальные основы Программы

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу? Для этого необходимо пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту и потребности быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции. Эту задачу можно решить через включение учащихся в социально-значимую деятельность. Именно она способна сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка, чем навязанная извне.

Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей доброй воле, по согласию, а не по принуждению.

Они помогают всем, кто нуждается в помощи: ветеранам Великой Отечественной войны и педагогического труда, пожилым людям, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Благополучатели должны почувствовать, что вокруг них живут люди, по зову души и сердца, способные разделить их проблемы и заботы, проявить доброту к ближнему. Цитируя слова известного писателя Марка Твена, можно сказать, что «доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». В основе этой помощи лежит стремление участников сделать окружающих добрее, счастливее, радостнее и от этого стать самим духовно и нравственно богаче.

В настоящее время, в период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, насилия рекламы и подмены ценностей, дети и молодежь каждый день должны делать выбор, противостоять соблазнам жизни. Некоторые из молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни.

Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы , такие как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, употребление психоактивных веществ (ПАВ).

Сегодня важно обеспечивать формирование новой молодежной культуры, которая должна прийти на смену чуждой субкультуре, ориентированной исключительно на стимулирование низменных чувств и криминальных интересов, связанных с распространением ПАВ. Современная научная профилактика употребления психоактивных веществ прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Волонтерское движение может выступить в качестве ведущего метода профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности, усилить сопротивляемость личности негативным влияниям среды, формировать у подрастающего поколения навыки социальной и личностной компетентности.
Программа волонтерского объединения старшеклассников «Кто, если не мы…» МБОУ БГО СОШ № 4 реализуется с 1 сентября 2015 года.

Программа объединения представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации, целью взаимодействия с которыми является совместное обеспечение условий для воспитания обучающихся.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
  • Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации
  • Конвенция ООН “О правах ребенка”;
  • План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423-р);
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);
  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков);
  • Устав МОБУ СОШ №95;
  • Положение о волонтерском движении МОБУ СОШ №95;
  • Программа волонтерского объединения «Лидер» МОБУ СОШ № 95

Программа разработана с учетом опыта реализации воспитательной работы школы.

II. Цель, основные задачи воспитания и социализации обучающихся, миссия Программы

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, учреждений дополнительного образования детей, общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагоги образовательного учреждения призваны взять на себя инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен формироваться на основе социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами воспитания и социализациидетей и молодёжи.

Общая стратегическая цель: мобилизация деятельности педагогических кадров и личностных ресурсов обучающихся, направленных на формирование современного национального воспитательного идеала, создание оптимальных условий для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Деятельность волонтерского объединения направлена на формирование адаптивных, социально - активных черт учащегося с акцентом на ценностный потенциал личности школьника, который включает в себя: гражданскую активность; чувство собственного достоинства, уверенность в себе; чуткость, отзывчивость, гуманизм, оптимизм; отношение к семье как к базовой ценности общества; ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Общие задачи: формирование способности обучающихся к развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – “становиться лучше”.

  • в области формирования личностно-культурного развития: вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; осознанное принятие базовых ценностей и духовных традиций; воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; развитие трудолюбия и целеустремленности; осознание ценности человеческой жизни, ценности физического и нравственного здоровья;
  • в области общественно-социальных отношений: развитие самоуправления школьников, предоставление им возможности в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

Волонтерство – это возможность самосовершенствования и личностного роста, развития профессиональных навыков, получения первого опыта работы в команде, расширение круга общения; реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять участие в социальном развитии.

Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие. Волонтерская деятельность может помочь увести детей с «улицы», воспитать у них чувство сострадания и милосердия, до некоторой степени, если не облегчить, то хотя скрасить жизнь пожилых людей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Самое главное, волонтеры могут найти себе занятие в каждом доме, дворе, квартале, городе. И для этого не требуется слишком больших затрат. Должно быть желание и воля.

Волонтерство – это не работа, не хобби, не увлечение, это призвание.

Таким образом, миссия нашей волонтерской команды - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора, т.е. сформировать его социальную компетенцию.

Общая стратегическая цель волонтерского объединения: мобилизация личностных ресурсов подростков, направленных на формирование активной жизненной позиции.

Цель Программы: развитие добровольческого движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на волонтерскую деятельность и их культуры социального служения обществу.

Задачи Программы: формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям; вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности; популяризация трудовой деятельности несовершеннолетних; воспитание толерантности; содействие утверждению идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования подростков; формирование сплоченного деятельностного коллектива волонтеров, пропаганда здорового образа жизни их личным примером; оказание старшеклассниками из числа волонтеров позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей; создание условий, позволяющих молодому поколению своими силами вести работу, направленную на популяризацию здорового образа жизни в подростковой среде; возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения; привлекать в ряды добровольцев учащихся, состоящих на внутришкольном учете; поддерживать механизм работы школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей.

Миссия Программы: организация единого воспитательного пространства для формирования базовых национальных ценностей при достижении цели Программы и решении поставленных задач.

III. Ключевые действия, направленные на реализацию поставленных целей и задач

  • подготовка кадров;
  • информационно-методическая работа (семинары, конференции, мастер-классы, открытые внеклассные мероприятия, исследование и эксперимент);
  • создание методической копилки (разработки и конспекты мероприятий, презентации, видеоматериалы, публикации методических материалов, в том числе на педагогических сайтах).

 

 

План работы волонтерского отряда «Лидер»

на 2019-2020 учебный год.

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Дата проведения

1

  • заседание волонтерской команды. Распределение поручений.

 

Руководитель.

сентябрь

2

Составление плана работы на год.

Руководитель

сентябрь-октябрь

3

Оформление уголка волонтерского отряда

Волонтерский отряд

до конца первой четверти

4

Акция «Учителями славится Россия» (помощь учителям-пенсионерам, восстановление заброшенных захоронений первых учителей)

Волонтерский отряд Руководитель

октябрь

5

Проведение классных часов «Влияние алкоголя на здоровье человека»

Волонтерский отряд

ноябрь

6

Обновление «Стены памяти»

Волонтерский отряд Руководитель

ноябрь

7

Конкурс рисунков, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом

Волонтерский отряд

1 декабря

8

«Веселые переменки»

Волонтерский отряд

декабрь

9

Показ презентаций «Жизнь дается один раз»

Волонтерский отряд

январь

10

Спортивные соревнования «Мы за здоровый образ жизни»

Учитель физкультуры

февраль

11

Неделя “Только здоровые привычки”

Уч-ся 5-10кл.

Кл.руководители

март

12

Экологическая акция «День Земли»

Волонтерский отряд

март

13

Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье»

Уч-ся 5-10кл.

 

апрель

14

Туристическая поездка

 

 

15

Ведение дневника волонтерской команды

 

Педагог-организатор

систематически

16

Посещение ветеранов ВОВ, поздравление с праздником Победы.

Волонтерский отряд

май

17

Акция «Ветеран живет рядом»

(оказание помощи ветеранам ВОВ и труда)

Волонтерский отряд

май

18

Организация шествия «Бессмертного полка»

Волонтерский отряд

Уч-ся 1-11кл. кл.руководители

май

20

Подведение итогов работы за год

Руководитель

май